Фото:
© IPIA
С предложением объединить два вида полисов автострахования к премьер-министру Дмитрию Медведеву обратился депутат партии «Единая Россия» Вячеслав Лысаков. Он высказал мнение, что вместо двух полисов — ОСАГО и каско — было бы лучше иметь один, который покрывал бы все риски.
Однако эксперты отрасли, которых оперативно опросили представители Информационного проекта "ОСАГО: общественная экспертиза", не разделяют точку зрения парламентария.
Каско и ОСАГО — два принципиально разных вида страхования. ОСАГО — это страхование автогражданской ответственности перед третьими лицами, а каско — страхование самих транспортных средств от ущерба, хищения или угона. Автогражданка необходима всем водителям как гарантия защиты на дороге, при чем не только их собственной, но и безопасности окружающих. Наличие такого полиса позволяет пострадавшему в случае ДТП получить возмещение от виновника аварии. Тогда как каско оформляется в добровольном порядке и компенсирует владельцу ущерб, нанесенный его собственному автомобилю.
Экспертам непонятно, как будет работать новая система.
«Что будет, если страховой гибрид будет необязательным для покупки? — задается сразу рядом вопросов координатор движения „Синие ведерки“ Петр Шкуматов. — Тогда, если у одного участника ДТП будет такое „расширенное каско“, а у другого только ОСАГО — как будет регулироваться их спор? И кто будет возмещать ущерб, если включить ОСАГО в каско? Сам пострадавший? На основании чего он должен тратить свои деньги на это? А его следующая страховка из-за этого подорожает?».
Вызывает вопросы, и как технически воплотить эту идею в жизнь.
«Вероятно, каско и ОСАГО нужно будет уравнять в правах. Для этого либо ОСАГО должно будет стать необязательным, либо каско — обязательным. В первом случае это вернет хаос на дороги, во втором сделает объединенный продукт неподъемно дорогим по сравнению с существующим ОСАГО. Это все равно, что обязать продавать стиральные машины исключительно в комплекте со швейцарскими часами — дорого, не нужно и делает необходимую покупку недоступной», — считает автоэксперт Игорь Моржаретто.
Неочевидно также, предлагается ли после объединения отменить ОСАГО как самостоятельный вид страхования.
«Если это произойдет, за предложение депутата поплатятся кошельком те, кто сегодня оформляет только ОСАГО — для них стоимость новой страховки вырастет в несколько раз! Такое принудительное повышение финансовой нагрузки может привести к увеличению социальной напряженности, что чревато последствиями», — отмечает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
«С точки зрения модернизации каско такая мера возможна в будущем, но явно не входит сейчас в число первостепенных задач, когда каско работает исправно, а в реформе остро нуждается ОСАГО, — комментирует президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. — Либерализация тарифов уже показывает результаты, хотя началась она всего 3 месяца назад. Но уже за это время средняя цена полиса ОСАГО по стране снизилась на 4%».
Выходит, что основной проблемы, озвученной парламентарием — необходимости снижения стоимости полисов — предложенная им мера не решает. А начатая реформа ОСАГО, напротив, способна помочь за счет повышения конкурентной среды на рынке.