Фото:
Кадр из сериала «Отчаянные домохозяйки»
В Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) выяснили, что россияне стали больше покупать автомобили в кредит. «ВМ» разбиралась в причинах.
Например, в январе 2019 года доля таких приобретений составила 54 процента. В феврале покупок машин в кредит стало на пять процентов больше. Эксперты отметили, что таких высоких показателей не фиксировали с начала 2017 года. Даже во время действия льготной программы автокредитования не удалось стимулировать такой интерес к покупке машин. Эксперты считают, что ажиотаж в первые месяцы года подстегнуло ожидание повышения оптовых цен. Люди боялись этого.
Те, кто не успел накопить нужную сумму, предпочитали брать желанную машину в кредит, так как считали, что в случае промедления платить за покупку нужно будет еще больше.
При этом, как подсчитали в аналитическом агентстве «Автостат», в первые два месяца 2019 года общий объем продаж автомобилей в России снизился. В январе дилеры смогли реализовать только 94,36 тысячи штук. Это на 2,2 процента меньше, чем в первый месяц 2018 года. В феврале снижение продаж по сравнению с тем же периодом прошлого года оказалось немного меньше. Падение составило 1,2 процента. Независимый автоэксперт и главный редактор интернетиздания Osipov pro Олег Осипов не удивлен падением продаж в автосалонах.
— Люди у нас богаче не становятся. В последнее время скорее даже наоборот. Поэтому, конечно, перед покупкой человек серьезно задумывается, а так ли нужна вещь, — сказал эксперт.
Чаще заемщиками банков становятся люди, обладающие небольшим запасом прочности в финансовом плане. Это, разумеется, чревато просрочками платежей в случае какого-либо форсмажора.
Олег Осипов добавил, что в то же время цены на авто растут. Это связано с повышением налогов, в частности НДС.
— Процесс этот будет продолжаться. Ведь сырье и металл теперь стоят дороже. Вообще вся сложная техника всегда растет в цене, — отметил он.
Автоэксперт уверен, что москвичи продолжат брать машины в кредит, хотя к их услугам предоставлена хорошо развитая городская транспортная сеть. Причем многие покупают машину, так как по каким-то причинам их больше не устраивает старая модель. Самыми популярными автомобилями у потребителей он назвал бюджетные марки. Например, Hyundai Solaris, Renault Sandero, Renault Logan, Lada Kalina, Lada Granta и другие недорогие машины.
— Это связано с тем, что такие автомобили входят в различные кредитные программы. Например, такие как «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Они были возобновлены с 1 марта 2019 года, — напомнил Олег Осипов.
Он рассказал, что по таким программам субсидируется от 10 до 25 процентов от стоимости машины. При этом претендовать на такую весомую скидку могут только те люди, которые выбрали автомобиль не дороже 1,45 миллиона рублей. Еще одно условие программы «Семейный автомобиль» — наличие у супругов двух и более детей.
Олег Осипов отметил, что сегодня москвичи при покупке машины задумываются не только о стоимости приобретения, процентной ставке по кредиту. Они сразу начинают рассчитывать, насколько необременительным в содержании будет железный конь. В это понимание входит стоимость владения: парковка, техническое обслуживание, смена деталей, комплектующих и их починки.
Важную роль играет, какой расход бензина у машины в городских условиях или во время дальних поездок за город. Ведь цена топлива продолжает расти. Независимый автомобильный эксперт добавил, что, скорее всего, спрос на автокредитование еще долго будет на высоком уровне.