Фото:
ТАСС
Зимний вид дизеля (как и межсезонный) в России производят в основном в период с октября по март, летний же больше всего реализуется с конца марта до конца октября (производство при этом может продолжаться и в зимний период, но спрос и поставки очень маленькие, если исходить из биржевых торгов). Главное отличие между летним и зимним дизелем — концентрация парафинов в составе топлива, это же влияет на цену литра (в зимнем сорте больше депрессорных присадок — антигеля, его производство поэтому дороже).
По расчетам "ВТБ Капитала", фактическая историческая премия к оптовой цене зимнего дизельного топлива по сравнению с летним составляет 0,5-1,5 рубля за литр. Несмотря на, казалось бы, очевидную логику, цены на дизель должны снижаться с переходом на летний сорт, как правило, происходит это на заправках далеко не всегда и, главное, не такими стремительными темпами. В этом плане текущий год отличается для конечного потребителя — в хорошем плане.
Так, стоимость дизеля на столичных заправках в первую неделю апреля снизилась на десять копеек — до 46,85 рубля за литр, во вторую неделю падение составило еще 77 копеек — до 46,08 рубля, следует из мониторинга средневзвешенных цен Московской топливной ассоциацией. Цена бензина при этом не изменилась. В прошлом году за те же две недели апреля цены поднялись на все виды топлив, в том числе на дизель, на 20-35 копеек.
Примерно в половине регионов России, где сейчас уже торгуют летним дизелем, цены тоже упали в среднем на 66 копеек — до 45,65 рубля за литр, следует из мониторинга Центрального диспетчерского управления ТЭК. Наибольшее снижение средней цены зафиксировано на Урале — на 1,71 рубля, в Северо-Западном округе — на 78 копеек и на юге — на 65 копеек. Бензин в среднем по стране подорожал на одну-две копейки. Сейчас серьезную поддержку заправкам оказывают низкие оптовые цены (одна из причин — слабый спрос), а также соглашение крупнейших нефтекомпаний с правительством о заморозке цен.
Когда соглашение заключалось в ноябре прошлого года, стороны обговорили, что предельные мелкооптовые цены на зимний дизель могут быть выше цен на летний аналог. С переходом на летний дизель цена литра должна снизиться «хотя бы на полтора-два рубля» за счет действия нового налогового механизма (демпфера) и простой экономической логики, говорил в конце марта глава департамента налоговой и таможенной политики минфина Алексей Сазанов.
«Я лично, начиная с 1 апреля, буду проезжать бензоколонки и смотреть, снижается ли цена на дизельное топливо», — предупредил тогда Сазанов. Не только он пригрозил нефтяникам: вице-премьер Дмитрий Козак на совещании у президента Владимира Путина 11 апреля заверил, что уже договорился с компаниями, что те снизят цену дизеля на 1,3-1,7 рубля, причем преимущественно для сельхозпроизводителей.
"Процедура исполнения данного поручения не вызовет затруднений: она отработана в прошлые годы. Нефтяные компании запросят в местной администрации данные о посевных площадях, о потребностях в количестве, сроках поставок дизеля и заключат прямые контракты с каждым отдельно взятым хозяйством по мелкооптовым ценам октября 2018 года, — поясняет процедуру гендиректор компании "РК Интегратор" Виктор Костюков. — Вероятно, спустятся с небес и розничные цены — до уровня 45 рублей за литр".